Первый шоколадный батончик и его история
У многих из нас любимый шоколадный батончик — это яркое воспоминание детства. Но не все знают, что первая версия этого, знаменитого ныне, лакомства появилась сравнительно недавно — чуть более 150 лет назад и вызвала настоящую революцию в кондитерской индустрии.
Предыстория: от шоколада-десерта к лакомству для каждого
До конца XIX века шоколад оставался довольно дорогой продукцией, предназначенной преимущественно для высшего сословия. Из него в основном готовили напиток — горячий шоколад, используя какао-порошок, сахар и специи. Постепенно ситуация изменилась — благодаря ряду технологических достижений, упростивших процесс производства и сделавших шоколад доступным широкому кругу потребителей.
Важнейшим событием стало введение способа конширования, открытого швейцарцем Рудольфом Линдтом в 1879 году. Конширование превращало шоколадную массу в гладкое вещество с идеальным вкусом и текстурой, подходящее для дальнейшего формования и выпуска в продажу.
Но главным катализатором распространения шоколада стало изобретение твердой формы — именно так появился первый шоколадный батончик.
Первый в истории шоколадный батончик
Идея создать удобную и компактную форму шоколада пришла англичанину Джозефу Строссу Фрайю в 1847 году. Он основал компанию J.S. Fray & Sons, известную впоследствии как Fry’s, которая произвела первую шоколадную плитку. Правда, изначально речь шла, скорее, о блоках для резки, нежели о классических батончиках.
Настоящим же создателем полноценного шоколадного батончика называют британского предпринимателя Джона Бойтона, сотрудника компании Rowntree’s. Работая на заводе по производству шоколада, Бойтон заметил высокую популярность небольших квадратиков шоколада, выдаваемых рабочим в качестве бонуса. Он начал выпускать небольшие шоколадные бруски прямоугольной формы, упакованные в фольгу и картонные коробки.
Первая официальная партия была выпущена в Англии в 1867 году и получила название «Chocolate Bar» («Шоколадный батончик»). Простота упаковки и удобство транспортировки сделали батончик чрезвычайно популярным, вскоре превратив его в символ комфортного досуга и вкусного перекуса.
Формула успеха: первые шаги
Хотя первыми массово начали продавать шоколадные батончики именно британцы, параллельно похожие инициативы возникли и в других европейских странах — Швейцарии, Германии, Бельгии и Нидерландах. Вскоре рынок наполнился разнообразными видами батончиков, что дало толчок к развитию конкуренции и совершенствованию продукции.
Первые годы существования шоколадных батончиков сопровождались постепенной адаптацией технологий производства. Компании искали способы уменьшения себестоимости, повышения скорости производства и увеличения срока годности продукции. Появлялись разнообразные добавки, от миндаля и цукатов до орехов и фруктов, расширявшие ассортимент и удовлетворяющие вкусам потребителей.
Так, американский предприниматель Фрэнк Марс запустил легендарный бренд Milky Way в 1923 году, создав многослойный батончик с молочной карамелью внутри. Следующим хитом стал Snickers, появившийся в 1930-х годах и ставший мировым бестселлером благодаря сбалансированному составу и сытности.
Шоколадный батончик и Вторая мировая война
Вторая мировая война стала своеобразным испытательным полигоном для шоколадных батончиков. Во времена нехватки продовольствия солдаты получали порции шоколада в качестве калорийного и удобного в транспортировке продукта. Американская армия заказывала большое количество специальных батончиков Hershey’s, специально созданных для военных целей. Они обладали повышенной стойкостью к жаре и повышенным сроком хранения, чем оказались незаменимы на фронте.
Послевоенные десятилетия ознаменовались стремительным ростом популярности шоколадных батончиков. Дети полюбили миниатюрные лакомства с различными начинками, ставшие неотъемлемой частью семейного бюджета. Для многих поколений детство ассоциируется именно с теми сладостями, которые можно было купить на карманные деньги, выдаваемые родителями.
Современные реалии
Сейчас рынок шоколадных батончиков невероятно обширен и многолик. Помимо популярных мировых брендов, таких как Mars, Ferrero, Mondelēz International, появляются новые игроки, специализирующиеся на веганских, органических и низкокалорийных вариантах.
Интересным примером последнего времени являются экологичные батончики с минимальной упаковкой и органическим составом, доступные онлайн и в специализированных магазинах здорового питания. Покупатель может выбрать подходящий продукт согласно собственным предпочтениям и образу жизни.
Тем не менее, классические варианты остаются неизменными фаворитами: Twix, KitKat, Alpen Gold, Snickers и прочие знакомые названия продолжают занимать лидирующие позиции на полках магазинов по всему миру.